7 наблюдений по развитию фармацевтической отрасли в России. Неполиткорректно, но без имён и цифр.

27 Апр

Экспериментальный текст без лишней самоцензуры. В семи тезисах суммирую всё, что за последний год услышал и прочитал про российскую фармацевтическую отрасль, в которой самому приходится работать. Все пароли-явки засекречены.В настоящий момент фармацевтическая отрасль одна из немногих в России демонстрирует рост. Фармацевтические компании не просто думают о выживании, но и хвастаются планами на будущее, планируют ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, заключают инвестиционные контракты. В общем, держат хвост пистолетом.

  1. Потенциал импортозамещения себя либо уже либо исчерпал, либо вот-вот исчерпает. Рынок уже почти заполнился отечественными дженериками (правда в основном из китайских субстанций), а с точки зрения глобальной экономики Россия – очень небольшая и очень небогатая страна (здесь должна быть указана микроскопическая доля России в мировом ВВП, но я обещал обойтись без цифр, так что гуглите сами). Значит, настала пора выходить из “песочницы”.
  2. Соотношение между объёмами продаж в денежном и товарном выражениях – сильно перекошено в пользу импортных лекарств как более передовых и маржинальных. Россия хоть и научилась делать дешёвые дженерики, но дорогие оригиналы нам по-прежнему милостиво завозят более развитые страны. По иронии судьбы, эти дорогие оригиналы часто разработаны не менее дорогими россиянами.
  3. Поэтому российские фармкомпании нуждаются в передовых запатентованных разработках полного цикла, от производства субстанций до выпуска готовой лекарственной формы, конкурентных на глобальном рынке. Однако составить серьёзную конкуренцию компаниям из США, Германии и Швейцарии, которые вкладывают миллиарды долларов и евро в R&D, пока что не представляется возможным. И правильно, к чёрту ваше R&D, когда столько нефти не выкачано.
  4. Но у России есть главный конкурентный ресурс современного мира (который США нагло скупает последние полвека) – мозги российских граждан. Россия – страна безумно талантливых людей, это буквально биологический факт.
  5. Фармацевтические компании имеют хороший экспортный потенциал и могут не потея бежать в авангарде несырьевого российского экспорта. Разумеется, речь не про экспорт в страны первого эшелона, такие как США, Германия или Франция. Но вполне перспективны такие направления, как Вьетнам, Иран, Египет, Колумбия, Аргентина. К нефтедолларам вполне возможно прибавить фармадоллары, как Южная Корея сделала это с хёндайдолларами и самсунгдолларами (а ведь была когда-то нищая дыра похуже Северной Кореи).
  6. Одной из главных “точек сборки” для российской фармацевтики становится Санкт-Петербург, где расквартировались многие крупные компании, в том числе и продающие уже свою продукцию на экспорт. Да, несырьевой экспорт в России уже существует, сам в шоке.

“Маркетинг в медицине, фарме и биотехе”

Читайте NikolaPiter.ru на главной Яндекса!