Главные тренды российской фармацевтической отрасли

7 Мар

Эту статью примерно месяц назад я опубликовал в информационных материалах “Маркетинг в медицине, фарме и биотехе“. Сегодня я решил ознакомить со статьёй широкую публику – выкладываю в Ленте статей сайта NikolaPiter.ru, посвящённого фармацевтическому маркетингу.

Последние 10 лет российская фармацевтика медленно, но развивается. Озвученная Владимиром Путиным стратегия “Фарма-2020” постепенно даёт свои плоды – строятся новые заводы, регистрируются новые лекарственные препараты.

Мы строим-строим-строим

Результатом проведения ПМЭФ-2016 стали сразу 3 проекта строительства фармацевтических заводов компаний “Полисан”, “Герофарм” и “Самсон-мед” – общая сумма инвестиций должна составить свыше 8 миллиардов рублей.

А в конце 2016 года о строительстве завода стоимостью 3 миллиарда рублей объявил “Биокад”, запросив у Петербурга статус стратегического партнёра.

На волне кризиса 2014 года, падения курса рубля и удорожания стоимости импорта фармацевтика смело вкладывает средства в новые производственные мощности.

Акцент на субстанции

Передовые российские фармпроизводители, такие как “Герофарм” (основной продукт – генноинженерный инсулин для больных диабетом) и “Биокад” (основной продукт – генноинженерные моноклональные антитела для онкологических больных), стремятся не просто наладить выпуск лекарственных препаратов, но и обеспечить полный цикл их производства – от субстанций до готовых лекарственных форм.

Утверждение о том, что субстанцию производить невыгодно – это миф. Для 70% препаратов, которые производит Биокад, мы делаем субстанцию сами. При этом портфель компании в основном госпитальный” – заявляет Дмитрий Морозов, генеральный директор “Биокада”.

Среди других отечественных производителей полного цикла стоит отметить петербургский ООО “Самсон-мед”, одного из старейших фармацевтических производителей. Предприятие не только выпускает лекарства от субстанций до готовых лекарственных форм (Тималин, Сампрост, Лидаза, Трипсин, Цитохром С), но и обеспечивает субстанциями других производителей, среди которых немецкая компания STADA, российское подразделение которой расположено в Нижнем Новгороде.

В долгосрочной перспективе именно вертикально-интегрированная модель полного цикла способна обеспечить устойчивые конкурентные преимущества российской фармацевтике, а стране в целом – лекарственную безопасность в условиях международных санкций. Особенно это касается генноинженерных биотехнологических лекарств, для которых значительную часть добавленной стоимости аккумулируют именно субстанции.

Курс на импортоопережение

Следующей важной вехой станет выход российских фармацевтических компаний на международные рынки. Всё чаще на страницах ведущих деловых газет, таких как Коммерсант, появляется термин импортоопережение, который щедро раздаёт авансы набирающей скорость отрасли и забрасывает удочку в сторону повышения экспортного потенциала российских производителей.

Политике импортоопережения способствует и политика Минпромторга, направленная как на субсидирование новых разработок (в 2016 году на НИОКР госрегулятором было выделено свыше 2 миллиардов рублей), так и на соответствие заводов международному стандарту GMP (подробнее о GMP можно прочитать здесь).

Уже сейчас некоторые российские компании, соответствующие стандартам GMP, успешно работают в этом направлении – “Биокад” завоёвывает рынки Юго-Восточной Азии (и успешно отбирает часть прибыли у представителей Big Pharma), “Полисан” – рынки Южной Америки.

При этом, к сожалению, речь пока не идёт про рынки Европы и США, пробиться на которые тяжело из-за конкуренции и регуляторных барьеров.

Капля в море

Однако при всех локальных положительных изменениях в фармацевтической отрасли, стоит признать общий вектор на спад российской экономики и сокращение платёжеспособного спроса.

Зависимость страны от сырьевого экспорта по прежнему чрезвычайно велика. Успехи фармацевтики последних лет пока что неспособны переломить глобальную ситуацию, сложившуюся в экономике низкого передела, главными источниками прибыли которой остаются нефть и газ.

Хотите узнать секреты конкурентов?

“Маркетинг в медицине, фарме и биотехе”

Читайте NikolaPiter.ru на главной Яндекса!